Инкапаситант (от англ. incapacitant) вещество, приводящее к потере трудоспособности или боеспособности; средство, временно выводящее из строя. Другие часто встречающиеся названия этой этой группы веществ - "incapacitating agents", "calmatives", "disabling chemicals", “immobilizing agents”, “knock-out gas”, "nonlethal chemicals" и другие.
К инкапаситантам, отравляющим веществам несмертельного действия, относятся раздражающие ОВ, или ирританты и психохимические ОВ, или психохимикаты.
Ирританты, (в зарубежной литературе чаще используется термин
Riot Control Agents, RCA ) в свою очередь, делятся на
Лакриматоры (от
лат. lacrima - слеза) - или слезоточивые ОВ (хлорацетофенон,
CS, бромбензилцианид и др.);
Стерниты (от греч. sternon - грудина) - вызывающие кашель, чихание (арсины,
производные тетраэтилсвинца);
Альгогены - вызывающие мучительную боль при
попадании на кожи и слизистые (EA 4923,
олеорезин капсикум);
Эметики (от греч. emesis - рвота) - или "рвотные газы" (аминотетралины,
стафилококковый энтеротоксин)
и появившиеся в последние годы Малодоранты - зловонные вещества и их композиции (кортилмеркаптан, скатол и др.).
Но такое деление на группы весьма условно. Стерниты и малодоранты часто вызывают рвоту, альгогены раздражают слизистые глаз и дыхательных путей, а CR обладает одновременно свойствами лакриматора, стернита и альгогена.
Следующая группа ОВ несмертельного действия это
психохимические ОВ, они же психотоксичные ОВ, психогазы. Согласно наставлениям армии США TM-3-215, все психохимические
отравляющие вещества делятся
на 2 группы:
Физиканты - вещества,
вызывающие временные физические расстройства, например, паралич, слепоту,
двигательные расстройства;
Психотомиметики
(психодислептики, галлюциногены) вещества, вызывающие временное психическое расстройство.
Эта классификация также явно устарела. Появились новые типы несмертельных ОВ - опиоидные анальгетики, адреномиметики, различные биорегуляторы и другие ОВ, обладающие совершенно уникальными свойствами. С началом третьего тысячелетия начался и новый виток в гонке за совершенным несмертельным оружием. Наиболее подробная классификация предложена Антоновым Н.С. (1994).
Структурная схема инкапаситантов | |||
Ирританты | Дисрегуляторы | Вещества калечащего действия | |
Психотомиметики |
Физиканты | ||
-стерниты, -лакриматоры |
-симпатомиметики -гликолаты -диссоциативные анальгетики -наркотические производные фентанила |
-наркотические анальгетики -нейролептики -треморогены -эметики |
-микотоксины -иприты |
Какими свойствами должен обладать инкапаситант.
До недавнего времени, к инкапаситантам относились отравляющие вещества, у которых доза, выводящая из строя, была в 100 раз меньше смертельной. Но последние годы требования к инкапситантам ужесточились и по определению JNLW (US Joint Non-Lethal Weapons Directorate) - несмертельным считается средство, которое выводит из строя 98%вероятного противника при летальности не выше 0,5%. По расчетам специалистов (L. Klotz, at al.), этому условию могут удовлетворять только вещества с терапевтическим индексом (отношение средней летальной дозы/средней эффективной, или LD50/ED50) не менее 10 000.
Примечание: В условиях реальных боевых действий от огнестрельного оружия
погибает 35%, от снарядов - 20% и от применения гранат - 10%. Во время I Мировой войны
летальность от применения смертельных ОВ не превышала 7%. Во
время операции по освобождению заложников в Москве смертность составила
17%.
Терапевтический индекс (TI) наркотических анальгетиков в опытах на животных очень высокий: фентанил - 277, карфентанил - 10 000, суфентанил - 25 000. Но на самом деле смерть от остановки дыхания у человека может наступить даже от превышения дозы в 2 раза.
Примечание: у нервно-паралитических ОВ это соотношение всего 1:10, у LSD - более 1000, у BZ - 40. Лучшими характеристиками обладают ирританты: TI для них от нескольких сотен для хлорацетофенона, до 10 000 у CS [5].
1. Низкая токсичность.
2. Минимальное побочное действия, отсутствие последействия в виде тошноты, рвоты, головной боли и т.п., и отдаленных последствий (повышенный риск возникновения онкологических заболеваний, врожденных уродств и т.п).
3. Высокая активность при разных путях введения (ингаляции, приеме внутрь, подкожно, внутривенно, при попадании на кожу). Сценарий военной или полицейской операции может потребовать использования инкапаситантов со строго определенными характеристиками.
4. Быстрое начало действия.
5. Требуемый эффект и продолжительность иммобилизации должна легко контролироваться и определятся конкретной целью операции. Очевидно, что для выведения из строя вооруженного преступника или предотвращения волнений среди голодных беженцев при раздаче продовольствия потребуются инкапаситанты с различным профилем действия.
6. Эффект должен быть одинаковым для всех групп населения и не зависеть от возраста, массы тела, эмоционального состояния, погодных условий и т.п. Токсическое действие BZ и CS в условиях жаркого климата значительно усиливается, а картина психоза при отравлении BZ, напрямую зависит от типа личности.
7. Наличие специфического антидота.
8. Легкость применения.
9. Доступность и дешевизна реагентов для синтеза.
Для оценки поражающего действия отравляющих веществ, временно выводящих из строя, приняты следующие обозначения:
TC50 - Пороговая концентрация (Threshold concentration) подразумевает концентрацию действующего вещества в воздухе, необходимую для достижения не больше, чем заметного эффекта у 50 процентов людей, подвергнутых воздействию ОВ в течение одной минуты. Измеряется в мг·мин/м3, г·мин/м3, мг·мин/л, г·мин/л.
IC50 - Концентрация выводящая из строя (Incapasitation concentration) 50 процентов людей, подвергнутых воздействию ОВ в течение одной минуты. Измеряется в мг·мин/м3, г·мин/м3, мг·мин/л, г·мин/л;
LD50 - доза вещества вызывающая при попадании в организм смертельный исход у 50% пораженных. Измеряется в мг/кг, или г/кг. Обычно при этом указывается путь введения отравляющего вещества: внутривенно (в/в или i/v), внутримышечно (в/м или i/m), подкожно (п/к или s/c), внутрибрюшинно ( в/б или i/p) или при приеме внутрь (per os). Если летальность составляет 10%, 30% или 100%, то соответственно применяются обозначения LD10, LD30 или LD50;
ID50 - доза вещества вызывающая при попадании в организм временное выход из строя 50% пораженных;
LC50 - концентрация вещества в воздухе, которая при при вдыхании вызывает смертельный исход у 50% пораженных. Измеряется в мг·мин/м3, г·мин/м3, мг·мин/л, г·мин/л;
В качестве нелетального химического оружия чаще всего используются лекарственные препараты медицинского и, реже, ветеринарного назначения. Причин этому несколько.
Во-первых, фармацевтические фирмы в состоянии финансировать крупномасштабные фармакологические и токсикологические исследования, причем делая это совершенно официально. Медицинские исследования с привлечением добровольцев в рамках проектов Министерства Обороны неизменно привлекут к себе внимание общественности. Кроме того, это чревато предъявлением многомиллионных исков со стороны участников экспериментов, в случае хоть малейших подозрений на расстройство здоровья связанное с такими опытами.
Во-вторых, финансирование перспективных разработок в крупных фармацевтических фирмах намного превышает те средства, которые выделяет военные ведомства на разработку химического оружия.
В-третьих, цели военных и фармацевтов совпадают - это поиск "идеального лекарства", лишенного побочного действия, будь то наркотик, снотворное или мышечный релаксант.
В-четвертых, пользоваться результатами чужих изысканий всегда было намного проще и дешевле.
В-пятых, общественное мнение более лояльно отнесется к использованию в качестве оружия лекарств, чем неизвестных химических веществ. Если это, конечно, делается в целях "оздоровления" общества.
Как ни странно, но еще за много веков до того, как Альберт Хоффман заинтересовался свойствами спорыньи (грибка, поражающий злаки), наши предки уже применяли ее в военных целях. Идея использовать спорынью в качестве химического оружия принадлежит древним ассирийцам. Еще в VII веке до н.э. они добавляли его в воду, чтобы вызвать у противника тяжелое отравление, с галлюцинациями и бредом.
История сохранила сотни описаний случаев болезни, известной, как "Огонь Святого Антония", причиной которой было употреблением в пищу хлеба, загрязненного эрготовым грибком. Кроме тяжелых расстройств кровообращения, часто заканчивающихся гангреной конечностей, для этого отравления характерны разнообразные психические расстройства.
В 600 г. до н.э впервые в ходе военных действий были использованы физикохимикаты. При осаде Дельфийского порта, против защитников крепости был применен яд растения Hellebore, вызывающий жестокую диарею, что сыграло не последнюю роль в их поражении.
В 200г. до н.э один из полководцев армии Ганнибала, во время войны с африканскими племенами использовал вино, в которое был добавлен яд из мандрагоры, близкого родственника белены и дурмана. Воины противника, попробовавшие вина, быстро погрузились в глубокий сон и были перебиты.
В первом столетии после Р.Х уже стали применяться более изощренные методы химической войны: дымы от сжигания гашиша или опиума.
Дункан, король Шотландии(1034-1040гг), во время битвы c норвежцами при Bancho, отправил отравленное вино в лагерь противника, что позволило ему одержать быструю победу над одурманенными врагами. Ядом послужило растение из семейства пасленовых, содержащее, как и мандрагора, алкалоиды группы атропина.
В 1672г., во время осады города Гронингема, французы использовали гранаты и снаряды с белладонной против защитников. Однако ветер относил ядовитый дым обратно на нападавших. Этот и другие инциденты стали причиной подписания между Германией и Францией в 1675г. первого договора о запрете на использование химического оружия.
В 1908г. в Ханое две сотни французских солдат пострадали от отравления ядом изготовленного из местной разновидности дурмана, который вьетнамцы подмешали в пищу. Только вовремя подоспевшая медицинская помощь спасла обезумевший отряд.
В 1959г. в кафетерии радиостанции Свободная Европа (Мюнхен), обслуживающим 1248 сотрудников, был добавлен в солонки атропин. В 1г соли содержалось 24 мг атропина, что было вполне достаточно, чтобы вызвать массовый психоз на радио. К счастью, никто не пострадал[1].
В марте 1968г. BZ использовался во Вьетнаме, в ходе операции под кодовым названием «White Wing». Известно, по крайней мере, еще о трех случаях его использования против вьетнамской армии (май 1968г., февраль 1969г. и февраль 1979г.). Имеются неподтвержденные данные о применении BZ или аналогичного ОВ в январе 1992г. в Мозамбике и в июле 1995г. в Боснии.
В начале 60-х годах., Эджвудский Арсенал, штаб - квартира Химического Корпуса Армии США, получал ежегодно около четырехсот химических препаратов, "отвергаемых" крупными американскими фармацевтических фирмами. Это были лекарственные препараты, имевшие серьезные побочные эффекты, которые как раз и интересовали военных[2]. Помимо военных, интерес к изучению психоактивных препаратов проявляла и американская разведка. О масштабах, проводившихся ЦРУ в этот период работ говорит следующий факт: только по одной из программ, доктор Harris Isbell из Лексингтона (штат Кентукки) испытал более чем 800 различных химических веществ влияющих на психику. Эти работы в течении двух десятилетий курировал Sidney Gottlieb, возглавлявший Отдел Технического Обеспечения ЦРУ.
О масштабах исследовательских работ в США говорят следующие
цифры:
к началу 60-х в качестве потенциальных отравляющих веществ было рассмотрено 34
500 соединений, из них только 2077 условно можно было отнести к инкапаситантам.
После испытаний на животных из них были отобраны всего 51 вещество, и только 32
из них в дальнейшем дошли до стадии испытания на человеке [6].
В июле 2000г. были опубликованы данные о продолжающихся в США
разработках
"психофармакологического оружия"[4]. Основные теоретические исследования проводятся
на базе Научно-исследовательской лаборатории Пенсильванского университета.
Исследуются и новые способы доставки химических агентов к цели. Вещества
помещаются в микрокапсулы и распыляются, оболочка такой микрокапсулы легко
разрывается, когда на нее наступают ногой и действующее вещество
освобождается.
Разработка инкапаситантов в других странах. | |
Великобритания |
|
Южно-африканская республика |
|
Израиль | Каннабиноиды и азаканнабиноиды , фенциклидин и его производные,
судорожные бензодиазепины, хлорпромазин, BZ и
другие гликолаты; |
Ирак |
|
16 мая 1924 г. на "Междуведомственном совещании по химической обороне" при РВС РККА обсуждалось заявления профессора А.Е.Чичибабина (1871-1945), русского химика-органика, одного из организаторов отечественной химико-фармацевтической промышленности. Профессору "было предложено принять участие в работах Совещания по изысканию усыпляющих средств" для военных целей, причем форма оплаты предполагалась сдельной за выполненную работу. А.Е.Чичибабин не согласился на участие в работе при такой форме оплаты, поскольку в столь трудной поисковой работе было невозможно говорить о сроках выполнения.
В нашей стране начало активной работы по исследованию психотропных средств было связано с решением ЦК КПСС и СМ СССР от 14 февраля 1962 г., принятым по инициативе КГБ СССР. Изучением механизмов действия занимались, в частности, Ленинградский Институт токсикологии и Киевский Институт фармакологии и токсикологии, а производством - опытный завод Вольского филиала ГСНИИОХТ. Кроме того, экспериментальные партии фосфорных и психотропных ОВ выпускали опытный цех завода в Волгограде, а также опытный завод ГСНИИОХТа (Москва).
Основная работа велась с LSD и другими производными лизергиновой кислоты, гликолатами, фенотиазинами и фентанилами. 8 апреля 1991 г. Ленинская премия в области науки и техники присуждена за создание химического оружия нового типа (несмертельного) - С.А.Аржакову, С.В.Петрову и Е.С.Северину.
Всего запасы российской армии по несмертельным ОВ составляют 9000 тонн, однако армейские базы их хранения обществу не известны. Официально считается, что на ЦВХП Шиханы (Саратовская область) хранятся 2500 тонн "ирритантов" (на самом деле это скорее всего инкапаситанты).
В закрытую зону в/ч 61469 (г. Шиханы) включен гражданский институт - Государственный институт технологии органического синтеза (ГИТОС), будто бы занятый мирными делами, а не подготовкой к наступательной химической войне с помощью нового (несмертельного) химического оружия. По официальным данным, в ГИТОС ведутся работы с 21 сильнодействующим ядовитым веществом (Федоров Л.).
26
октября 2002г., во время операции по освобождению заложников в театральном
комплексе на Дубровке, был применен неизвестный наркотический газ. В
результате газовой атаки погибли 129 из 768 заложников. Несмотря на большое
количество жертв, использование газа признано обоснованным и эффективным.
Большинство информационных источников склоняется к мнению, что основным
компонентом "усыпляющего газа" было вещество из группы наркотических
анальгетиков. Ниже приводятся наиболее вероятные кандидаты на эту роль:
триметилфентанил - заявление сотрудников кафедры химии МГУ, источник -Gazeta.ru,
эторфин - немецкое информационное
агентство ZDF,
"Таймс";
фентанил или его производное -
пресс-конференция министра здравоохранения Юрия Шевченко, "Таймс";
карфентанил или
суфентанил - мнение некоторых
американских экспертов, источник - "Вашингтон Пост";
ремифентанил - вывод специалистов из института Монтерея, США.
Среди других возможных кандидатов фигурируют
валиум, BZ,
фенциклидин, галотан, нервно-паралитические ОВ.
Колокол-1. Этот газ тяжелый, быстро распространяется сверху вниз и вширь, накрывая большие площади. Он воздействует на человека в течение 1-3 секунд, вырубая его сознание на время от 2 до 6 часов в зависимости от состояния здоровья. Это объясняет, почему террористы не смогли взорвать бомбы - они просто не успели. Для людей со слабой сердечно-сосудистой системой и повышенным рвотным рефлексом возможен даже летальный исход. (Баранец В., газета "Комсомольская правда");
Галотан был обнаружен в образцах полученных от немецких заложников, но этот препарат для ингаляционного наркоза мог попасть на их одежду и во время медицинских манипуляций. Анализ следов вещества с одежды английских заложников проводились также в Портон-Дауне (Великобритания), но результаты опубликованы не были.
[1 ]Goodman E.The Descriptive Toxicology of Atropine.Edgewood
Arsenal. Md. Unpublished manuscript, 1961.
[2] Clarke, R. We All Fall Down- the Prospects of Biological and Chemical
Warfare. Penguin (1968).
[3] Федоров Л.А. Необъявленная химическая война в России: Политика против
Экологии. Москва, 1995.
[4] The Advantages and Limitations of Calmatives for Use as a Non-Lethal
Technique.
[5] L. Klotz, M. Furmanski, M. Wheelis.
Beware
the Siren’s Song: Why “Non-Lethal” Incapacitating
Chemical Agents are Lethal"
[6] Malcom Dando, A New Form of Warfare - The Rise of
Non-Lethal Weapons, London, 1996)
URL: Невидимое оружие Copyright © Leshchinsky Igor, 2002-2005 Revised - 11 июня 2005г.